Cafuné

Екатерина Богданова, Александра Пацаманюк 

JOY GALLERY, 8 февраля — 31 марта 2025

Выставка живописи Екатерины Богданковой и хрустальных объектов Александры Пацаманюк. Музыка: Константин Чистяков.

Работы Екатерины Богданковой посвящены отношениям цвета и перенесены на образы человеческой близости. Хрустальные объекты Александры Пацаманюк дополняют это повестование. Вместе художницы создают пространство интимности, где любовный жест становится осязаемым и обретает форму через цвет, текстуру, и материал. Cafuné — это выставка о тактильной бесцельности и бесцельной тактильности любви.

В серии  Екатерины Богданковой «вдвоем» мы видим бесконечное объятие двух фигур. Они заполняют весь холст: руки, головы, пальцы, плечи превращены в места больше чем в части тел. Это места плотности, места остановки нашего взгляда и умиротворения. Мы видим и даже чувствуем, как идеально голова лежит в руке, как плечо заполняет холст своим движением, готовым к объятию. Каждый жест завершен, изображение герметично: руки покоятся, глаза закрыты.


Замкнутая композиция работ подчёркивает, что нет никакого мира, кроме этих двух фигур, а точнее, кроме их объятий. Мы не видим тела полностью — весь остальной мир сливается с фигурами по цвету. Художница намеренно создаёт этот эффект, подчеркивая одновременно главенство близости и таким образом экстраполирует эту близость вовне. «Ты обнимаешь меня, и весь мир окрашивается нашим чувством».


Все работы серии названы цветами: «Вдвоём. Красный и розовый», «Вдвоём. Синий и красный» — таким образом объятия становятся не только изображением отношений, но и отношениями цвета как такового. Цвет становится актором работ и их первопричиной: мы видим как оранжевый соседствует с розовым, как он переходит через красный, как вибрирует и дрожит в этом переходе. 


Серия «вдвоем» уточняется живописной серией «миг». Это моменты повседневной жизни.  Все изображения — это автопортреты, случайные сцены: почесаться, поправить макияж, зависнуть в телефоне. У зрителя нет контакта с героиней — она находится в паузе между действиями — в моменте без цели. Бесцельность служит приемом и основой представленных работ. Парателическая суть любви, парателическая суть момента — вот к чему сводится живопись Екатерины Богданковой. 


Хрустальные объекты Александры Пацаманюк дополняют повествование. Они как застывшие жесты любви, проявленной через cafuné (понятие из бразильского португальского, означающее «нежно проводить пальцами по волосам того, кого ты любишь»). Волосы — тончайшие трансмиттеры любви, ощущающие прикосновение и передающие его смысл сенсорной системе человека. Прикосновение к волосам — это больше, чем жест; это акт глубокой интимности. Мы гладим волосы любимого человека, мы расчесываем свои, и ощущаем бесцельную тактильность и тактильную бесцельность любви. 



«Я запускаю руки в твои волосы. Ты обнимаешь меня и все переплетается. Я люблю твои волосы, тебя всего. Я не знаю, где заканчивается это объятие. Ласково-оберегающее, укрывающее, защищающее, обволакивающее, объятие-принятие, объятие-кокон, объятие-весь мир».  

RU
EN