Вода под мостом
Итан Авила, Алена Бегова и Марк Маклаков, Виктория Иконен и Нобушиге Коно, Денис Лотарёв, Евгений Молодцов, Андрей Рылов, Анна Таганцева-Кобзева, Вера Трофимова, Евгений Хлопотов, Борис Шершенков, арт-группа BIOROBOTY019
МИСП, 2021
«Вода под мостом» — буквальный̆ перевод с английского языка идиомы «water under the bridge», что означает прошлое, которое должно остаться в прошлом.
**
Говоря «Вода под мостом» мы называем, локализуем, и таким образом, добиваемся иллюзорной ясности — это «отрезок» постоянно обновляющейся стихии. Вода под мостом — это, в каком-то смысле, стоическая единица (ситуация): объективная и бескомпромиссная. Ее можно «взять» логически, но практически — невозможно. Так же, как и перед бесповоротностью времени, истории, и перед судьбой — мы должны отступить.
**
Название выставки отсылает к двум темам: воде как мифопоэтической стихии, хтонической части Санкт-Петербурга, и к чувственному, эмоциональному проживанию, объединяющему человека, город, природу через эмпатию. Интерес к не-антропоцентричным точкам зрения, поиск иных форм коммуникаций — все это попытки выстроить горизонтальные связи с городом и природой.
**
Активное присутствие водной стихии в городе делает подозрительность врожденной чертой петербуржцев. Вода — неустойчивая, текучая, всегда изменяющаяся. «Что там скрывается?» думаем мы, и мистифицирующий разум через страх порождает демонов и чудовищ.
**
На выставке присутствует совмещение символического и реального плана представлений о воде: с одной стороны, взгляд на воду как на глубоководное таинство и источник мифов, и объективный рациональный взгляд на природный элемент — с другой.
**
Выставка условно поделена на два яруса: на подводное и надводное пространства, соответственно. «Сад» Алены Беговой и Марка Маклакова начинает выставку рассказом о, якобы, произошедшем здесь наводнении. Линия уровня воды маркирует этот раздел и связывает два яруса экспозиции.
**
Часть представленных работ носят сайт-специфический характер, то есть отсылают к истории здания МИСП. Например, проект группы BIOROBOTY019 аппелирует к тому факту, что в здании располагалось полицейское управление, а звуковая инсталляция Бориса Шершенкова — это репрезентация «модели коммуникативной иерархии самозамкнутой бюрократической машины». Loop Евгения Хлопотова отражает непрерывной цикл истории. Это уроборос — дракон, ловящий свой хвост.
**
Часть работ посвящена экологическому аспекту водной стихии. Так, например, в инсталляции Виктории Иконен и Нобушиге Коно идет речь о роли воды в природных экосистемах. Работы Евгения Молодцова, Анны Таганцевой-Кобзевой и Андрея Рылова вскрывают поверья и мифы о воде, отсылая к вопросам жизни и смерти. Исследовательская перспектива лежит в основе проектов Дениса Лотарева и Веры Трофимовой.
**
«Вода под мостом» — место/ситуация, которая никогда не повторится, не будет возможной̆. Выражение объединяет идеи бесповоротности времени, неотвратимости катастрофы и жизни в целом. Оно с необходимостью высвечивает свойство человеческой натуры думать о том, как что-либо могло бы быть, и бессилие фантазии перед действительно той «водой, что была под мостом».
Куратор: Анна Заведий
Сокуратор: Артур Константинов
Продюсер проекта Interval: Мария Колотовкина
Ассистент куратора: Лилия Морозова
Координатор: Мария Трунтаева
Полиграфический дизайн: Сергей Карловский