Посмотри наверх, падает небо
Анна Афонина, Антонина Баевер, Лиза Бобкова, Евгений Гаврилов, Александра Паперно, Александр Седельников, группа APXIV
Myth gallery, 2019
Выставка описывает способ ориентации человека относительно хаотичного, полу-реального полу-информационного, мира. Вынесенная в название цитата взята из одноименной статьи Педро Невеса Маркеса — португальского художника и писателя из Нью-Йорка, разрабатывающего темы новой антропологии и космологии. Она обозначает здесь текущее состояния общества, которое находится перед лицом кардинальных перемен и необходимостью найти себе новое определение. Проект предлагает способ этого определения путем соизмерения себя с величинами разного масштаба: микро-, макро-, и мега- системами мира.
Сегодня существуют, условно, два способа жизни: материальный и, таким образом, видимый и измеримый, и информационный, виртуальный, неизмеримый, где человек простирается вне себя как Я++ система. «Неизмеримое» общество — новое общее место, к которому нужно привыкнуть. Но чтобы привыкнуть, надо прежде определить, где мы находимся сейчас. Посмотреть наверх и убедиться, не падает ли небо.
Пространство выставки делится на разные системы отсчета, которые вкупе могут составлять модель отношений человека и явлений мира. Начиная от графических работ и объектов, свидетелей интроспективного процесса, происходит движение к фото и видеоработам, описывающим отношения человека в социуме, городе, институте, к тотальной инсталляции — аналогу большой мегасистемы: космосу, вселенной.
Большие ориентиры — земля и небо — всегда на своих местах. Дезориентация и смятение в условиях информационного существования, предлагают найтись и обозначиться, то есть соизмериться. Художник — тот, кто непрестанно занимается этим самым соизмерением, координируя и отражая разрозненные процессы настоящего. Групповой проект «Посмотри наверх, падает небо» пытается описать эти процессы, обозначить общие тенденции, и провести зрителя вдоль выстроенной системы координат.
Собирать абсолютно разных по настроению и подходу художников для кураторского высказывания — это интуитивное действие, составление своеобразного «mindscape» современного молодого искусства. Здесь есть и декоративные вещи, и политические высказывания, минимализм и чрезмерность. Представленные работы объединяет то, что можно назвать «новым барокко» — совокупностью тенденций времени, когда мир уходит из-под ног (как когда-то Земля из центра Солнечной системы), и требует систематизации. Разнообразие формы, бесконечность «складок, сгибов и линий» и, с другой стороны, невротический рационализм, вызванный травмой геоцентризма — повторяется сегодня в новом витке самоопределения.